Револьвер
Игорь Сиденко - Россия

Предлагаем статью автора проекта яхты "Револьвер" Игоря Сиденко о создании этой яхты и первых впечатлениях от нее.
Проект этой яхты послужил прототипом всем хорошо известной яхты "Нева", составляющей основу "минитонного" флота России. ("Нева" производилась на нескольких заводах, и по всему бывшему СССР их было построено почти 1000 штук.)
Серийная "Нева" с ее многими "болезнями" была бледной копией своего великолепного прототипа. Как мы предполагаем, эта статья поможет владельцам "Нев" узнать что - то новое, и поможет в доведении своей лодки до "good ready condition".

Проекты яхт : "РЕВОЛЬВЕР"
Первые гонки на парусниках самого "младшего" класса "тонных" яхт с фиксированным гоночным баллом IOR-16 футов (4,88 м) были проведены в 1976 г. в Ла-Рошели (Франция). С тех пор этот класс крейсерско-гоночных яхт получил широкое распространение в странах Европы. Со временем правила минитонного класса несколько изменили, а гоночный балл приняли равным 16,5 фута (5,03 м).

Напомним некоторые положения правил этого класса:

- яхты должны быть пригодны для перевозки на трейлере за легковым автомобилем; в связи с этим их максимальная ширина ограничена 2,5 м;

- масса яхты в состоянии обмера, т. е. с оборудованием и парусами на борту, но без подвесного мотора, запасов и снабжения, должна быть не менее 800 кг;

- масса балластного фальшкиля - в пределах 30 - 40% водоизмещения;

- коэффициент остойчивости CGF должен быть равен 0,98;

- необходимый минимум комфорта должны обеспечить: две постоянные койки длиной 1,9 м и шириной 0,55 м и 0,35 м в голове и ногах соответственно; высота от пайолов до бимсов 1,25 м на длине 1,2 м при ширине прохода 0,35 м; высота над диванами 0,9 м при длине сиденья 1,2 м и ширине 0,4 м; камбуз, оборудованный в кардановом подвесе, 20 - литровый запас пресной воды.


Когда мы ознакомились с правилами этого интересного класса в начале 1978 г, проблема "что строить и на чем гоняться" была, наконец, решена. Маленький быстроходный крейсер - именно то, что нам нужно.

Работа над проектом началась в том же 1978 году с определения размерений яхты. Длина ее корпуса 6,5 м оказалась максимально возможной, учитывая габариты помещения, в котором предполагалось строить яхту. Водоизмещение мы планировали сделать близким к минимально допустимому правилами минитонного класса, а парусное вооружение сконструировать на базе гоночного монотипа "Солинг".

Основные данные яхты "Револьвер":

Длина наибольшая, м 6,43
Длина наибольшая по КВЛ, м 5,23
Ширина наибольшая, м 2,47
Осадка, м 1,43
Водоизмещение, кг 900
Площадь парусности, кв.м до 25
Масса фальшкиля, кг 400
Гоночный балл по IOR, м 5,03

(Все современные "Невы" имеют гоночный балл 4,7 - 4,8)
ОБЩИЙ ВИД
ОТДЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ
ОБВОДЫ КОРПУСА
Учитывая навигационные условия Невской губы, Ладожского и Онежского озер, мы стремились обеспечить яхте хорошие ходовые качества при ветре до 7 м/с, т. е. она рассчитывалась для гонок в основном при тихой погоде.

При проектировании "Револьвера" мы поставили цель: получить достаточно прочный и жесткий стеклопластиковый корпус массой не более 300-320 кг. Поэтому толщина наружной обшивки и палубы - 4 мм, а крыши рубки - 3,0-3,5 мм выбраны минимальными для судов таких размерений. Прочность и жесткость корпуса обеспечены развитой системой набора. Шесть флоров, установленных между шп. 4 и 6, изготовлены из водостойкой фанеры толщиной 10 мм с последующей приформовкой к днищу корпуса стеклотканью в шесть слоев. Восемь рамных шпангоутов, имеющих толщину 2 мм, сделаны из стеклопластика. По их свободной кромке установлен пенопластовый бульб, оклеенный тремя слоями стеклоткани. На уровне ватерлинии в средней части обшивка подкреплена фанерными стрингерами сечением 6х40 и 6х60 мм.

Секции корпуса и палубы соединены винтами М8 с шагом в полшпации; бимсы палубы с соответствующими шпангоутами - винтами М6. Гельмпортовая труба врезана в обшивку и приформована к корпусу и днищу кокпита сплошным стеклопластиковым чулком.

Корпус и секция палубы формовались с использованием полиэфирной смолы НПС-609-21М и стеклоткани ТП-ГВС-9 в полированных стеклопластиковых матрицах. Работали пять человек. Формование собственно корпуса (сначала один борт, затем - другой) заняло два дня. Соединение по ДП усилено приформовкой полос стеклоткани шириной 400 мм в несколько слоев до получения общей толщины стеклопластика 8 мм.

Общая масса корпуса составила 315 кг. Плавник массой 400 кг установлен на семи шпильках М16. Перо руля отформовано из стеклопластика с пенопластовым заполнителем. Баллер руля, имеющий диаметр 32 мм (в корневом сечении), изготовлен из легкого коррозионно-стойкого сплава.

Рангоут "Револьвера" выполнен из цельнотянутого алюминиевого профиля; сечение профиля мачты и гика составило 110х83 мм. Спинакер-гик изготовлен из трубы (АМг-5) 50х2 мм.

Стоячий и бегучий такелаж парусника - стальной нержавеющий трос диаметром 4 мм для вант и форштага и 3 мм -для ахтерштага и проведенных внутри мачты фалов. Палубное оборудование и дельные вещи выполнены из нержавеющей стали и сплава АМг.

Лучшими испытаниями для любой яхты можно считать гонки. Именно в этих условиях яхта подвергается максимальным нагрузкам. Наш "Револьвер" "дебютировал" уже через две недели после спуска на воду (август 1981 г.) в гонках на Минитонный кубок, организованных ленинградским яхт-клубом №55. При ветре до 4 м/с он успешно конкурировал с "четвертьтонниками" польской постройки, обходя их по очень слабому ветру.

После выступления в августовских гонках мы решили модернизировать парусное вооружение. Прежде всего, переместили ближе к мачте крепление основных вант и ввели бакштаги. На следующий год в гонках на кубок Балтийского морского пароходства такое изменение стоячего такелажа вполне себя оправдало. Минитонник соперничал с представителями "четвертьтонного" класса уже при ветре до 8 м/с (в ту регату сильнее просто не дуло).

Наиболее показательными во всех отношениях явились гонки на Кубок Онежского озера. Выступая в сложных условиях закрытого водоема с короткой волной, и с переменчивыми по силе и направлению ветрами, скорость которых достигала 14 м/с, наше небольшое судно не только выдержало все нагрузки, но и заняло III место среди 12 яхт IV зачетной группы. Конкурентами минитонника были польские "Нефриты", "четвертьтонники" таллиннской постройки, "Фолькботы" и др.

Кроме участия в гонках, мы совершали 2-3-дневные крейсерские плавания (более длительные, к сожалению, не удалось). Эти кратковременные выходы позволили сделать следующие выводы: на ночлег в лодке с полным комфортом могут устроиться три взрослых человека (для оборудования третьего спального места закладывался проход между диванами); приготовить обед и сделать штурманские прокладки можно и на ходу яхты, и на стоянках: неудобств и "толчеи" при этом нет.

Подводя итоги, можно сказать, что "Револьвер" полностью отвечает всем заложенным в проект требованиям. Ходовые качества и обитаемость удовлетворительные. Можно обеспечить и больший комфорт, но это отразится на гоночных качествах яхты, ее масса возрастет на 200-250 кг.

Заостренные оконечности корпуса обеспечили плавную качку на крутой онежской волне. Остойчивость яхты оказалась хорошая. В гонках на Кубок Онежского озера мы несли спинакер на курсе крутой бакштаг при ветре силой 6 баллов, при этом крен яхты составлял не более 10° при откренивании силами двух человек. Далеко отнесенный в корму руль, имеющий эффективную гидродинамическую форму, обеспечил хорошую управляемость яхты. Удачно выбраны форма и профиль фальшкиля: лавировочный угол яхты составил около 70°.

Конструкция корпуса оказалась достаточно прочной и жесткой. При самых сильных ветрах скручивания корпуса не наблюдалось. Все ребра жесткости корпуса и обшивка после неоднократных нагрузок в гонках не претерпели никаких изменений .
Статья из журнала "Катера и яхты", 1983 год, выпуск 102.